Существует несколько подходов в определении и описании методов активных продаж. Все они имеют право на существование, так как рассматривают процесс продаж с разных ракурсов. Ниже используется подход в методологии продаж, основанный на характере отношений в треугольнике «товар – продавец – покупатель».
Консультативный и спекулятивные методы продаж
Спекулятивный метод основан на принципе «ты мне – я тебе». Отношения с клиентами строятся не на конкурентных свойствах товара, а на неформальных личностных предпочтениях. Стимулом к покупке товара может быть как его демпинговая цена, нерыночное бонусирование, так и прямые откаты, взятки клиенту. Несмотря на обилие серьёзных недостатков, метод достаточно широко распространён. Главные риски спекулятивной торговли:
— продажи завязаны на конкретного менеджера, с его уходом компания теряет и объёмы продаж;
— если конкурент сможет показать, что его товар удовлетворяет потребительские предпочтения клиента, сделка уйдёт к нему;
— проблематично построить действительно долгосрочные и партнёрские отношения с клиентом.
В отличие от предыдущего, консультативный метод ориентируется именно на те потребности клиента, которые призван удовлетворить предлагаемый продукт. Это классический метод активных продаж с полным торговым циклом. Грамотное использование этого метода, помимо прочих выгод, даёт компании возможность создания по-настоящему эффективной системы управления знаниями. Из особенностей и сложностей метода необходимо отметить следующие:
— высокие требования к профессиональным компетенциям продавца;
— значительный вес сбытовых расходов в ценовой структуре продукта;
— необходимость постоянного совершенствования навыков на всех этапах продаж.
Комплексный метод продаж
Этот метод применяется в сфере B2B. По сути, его принципы – те же, что и у консультативного метода, кроме самого характера потребностей клиента. Здесь приходится иметь дело с бизнес-потребностями. Поэтому исключительное внимание уделяется этапу диагностирования.